-
Портфолио педагога
2021
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во
все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д.
Образование также не стало исключением. Бережливые технологии активно
внедряются в дошкольные учреждения. Бережливое использование, бережливое
отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. При
организации работы с группой детей, создание бережливых технологий тесно
связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной,
доступной. Основным методом работы- визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил
в действии. Для работы применяются алгоритмы. Правила, подсказки, условные
обозначения. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка.
Изображен порядок действия в той или иной ситуации. Данные технологии
ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия,
стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на
организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения. Наш
детский сад, идя в ногу со временем, активно включился в процесс внедрения
бережливых технологий.
Режим пребывания детей в ДОУ предполагает ежедневные
прогулки. Они положительно сказываются на физическом, умственном, эмоциональном
развитии, способствуют повышению иммунитета. Что может быть проще – посмотрел
на картинку и сделал также. Тогда как в старшей группе почти все дети способны
одеться самостоятельно и прекрасно знакомы с последовательностью действий, то в
младшей группе с этим всегда есть проблемы. Маленькому ребенку тяжелее
справиться с большим набором вещей, особенно если прогулка происходит в зимний
период. Есть дети, которые делают все быстро и не очень качественно. А есть
медлительные, но очень аккуратные, а есть малыши медлительные и еще относятся к
своему делу равнодушно. Для нас, воспитателей группы раннего возраста, это
стало проблемой.
Мы разработали и внедрили в работу проект: «Сокращение
времени процесса одевания детей раннего возраста на прогулку».
Цель
проекта: сократить время процесса одевания детей раннего
возраста на прогулку
При составлении карты обоснованием проекта стало:
много детей в раздевалке, нет помощника воспитателя, нет помощников в одевании,
много вещей в шкафу, родителями не подписана одежда, не знаешь обувь детей,
помощники в одевании не знают шкафчиков детей.
Были сделаны замеры времени. В карте текущего
состояния отражено, что время протекания процесса составляет 30 минут. В
проекте отражены ситуации «Как есть», куда входят 3 шага – вход в раздевалку,
одевание и выход на прогулку со всеми его обоснованиями и описание «Как будет».
В проекте отражены проблемы по данной теме и их решения, а также дорожная карта
со сроками реализации данных проблем. Срок реализации проекта рассчитан на 2 месяца.
Реализовывая данный проект, в группах сделана
визуализация шкафчиков, чтобы приходящие помощники в одевании могли легко по
фамилии и имени ребенка найти нужный шкафчик, родители повесили органайзеры,
куда сложили личные вещи ребенка и убрали лишние вещи, подписали одежду и
обувь. С целью минимизировать потерю времени на некоторые ежедневно
повторяющиеся процессы была продумана система алгоритмом. В раздевалке на
дверцах шкафчиков изнутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей. А
инструкция последовательности одевания по сезонам располагается на самом видном
месте, чтобы ребенок мог «подсмотреть» как правильно и быстро одеться.
Воспитатели и помощник воспитателя делят во время одевания детей на подгруппы.
С первой подгруппой воспитатель выходит в раздевалку, одевая их, со второй
позже выходит помощник.
Результат
проекта: сокращение времени процесса одевания до 15-20 минут.
Бережливые технологии положительно влияют на
самоорганизацию, порядок в шкафчиках, сказываются на здоровье — дети не ждут и
не парятся в одежде. Некоторые родители, заметив положительный эффект,
разместили аналогичные алгоритмы дома.
Основной целью внедрения бережливого производства
является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения
к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки
правильного одевания, экономии времени, бережного отношения к игрушкам,
соблюдения чистоты и многие другие.
Поделиться в социальных сетях:
Бережливые технологии в рамках проекта «Сокращение времени процесса одевания детей раннего возраста на прогулку»